Горец птичий (спорыш)
Семейство гречишные. Народные названия — птичья гречиха, гусятник, зарница, колесница, конотоп, куроед, трава-мурава, топтун, геморройная трава, муравка, пырей свиной, курятник, дрегель, дрясень, придорожник и многие другие.
Никто не любуется этими мелкими невзрачными цветками, их даже не замечают. Его беспощадно топчут, щиплют, рвут. Но в праздничные дни на нем стелют нарядные скатерти, вокруг которых садятся целыми семьями.
Приятно полежать на прохладной зелени спорыша, ощутить душистый запах свежей травы. «Чудодейственный» ковер возвращает силу и бодрость. Кажется, что в покрытых густым спорышем деревенских дворах свой микроклимат — здесь вроде и дышится легче, и воздух чище, и не так жарко солнечным летним днем. Поэтому спорыш ласково называют травушкой-муравушкой. Он принадлежит к растениям, которые всегда рядом с нами.
Народ поет о траве-мураве в песнях, слагает пословицы, рассказывает сказки, поэты пишут о ней стихи. Одна из славянских сказок рассказывает: «Однажды рано утром старая ведьма отправилась за колдовскими чарами в горы. В полдень, когда колдунья собрала нужные ей травы и стала спускаться в долину, чтобы отдохнуть и позавтракать, она вдруг заметила, что навстречу ей, прячась у края дороги, пробирается маленькая травка — бежит из долины в горы.
— Постой, малышка, куда ты так спешишь? — окликнула ведьма травку. — Ах, бабушка, я ухожу жить в горы. В долине крестьяне все время копают, перекапывают землю. Они перекопали все лужайки, мне негде жить, они душат, раздирают и выбрасывают меня, — жалобно ответила трава.— Я ищу простора, где можно было1 бы свободно расти.
— Глупышка! — ласково сказала ведьма травке.— Чем больше землю рыхлят и перекапывают, тем лучше на ней расти, тем шире можно распространить корни, крепче держаться. В горах, на камнях и скалах ты пропадешь, вернись скорее в долину!
Спорыш, а это был именно он, послушался и повернул обратно. Придя в селение, он начал залезать всюду, где была рыхлая почва: забирался в огороды, на поля и виноградники, даже на клумбы с цветами. Как ни старались крестьяне выполоть и уничтожить его, спорыш вырастал снова. И вряд ли найдется сегодня усадьба или дачный участок, где бы не рос спорыш.
|
|